В Берёзовском Успенском храме
СОВЕРШЕН МОЛЕБЕН НА ПРИНЯТИЯ ОБЕТА ТРЕЗВОСТИ
11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, в Успенском храме г. Берёзовского иерей Антоний (Клюкин) возглавил молебен на изъявление обета трезвости. Более двадцати человек, мирян, перед Богом, Его Святым Крестом, Евангелием и образом Пречистой Божией Матери изъявили твердое намерение и дали крепкое обещание «не пить вина и ничего хмельного и одурманивающего, а также не соблазнять к тому других, равно не принимать никакого участия в различного рода зазорных играх и не произносить скверных, гнилых слов в грядущее время от сего дня впредь».
«Давать обет» — это не значит «давать клятву». Даже этимология этих слов «обет» и «клятва» — разная. Клясться — это убеждать кого- то в своей правоте, а обещание Богу – это признание своей немощи и просьба помочь в подвиге воздержания.
Сто лет назад, в конце августа 1912 года, состоялся I Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством. На нем говорилось об учреждении дня трезвости — в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сегодня этот праздник, тогда не успевший — в силу исторических причин — укорениться, рождается заново. По новой традиции 11 сентября во многих храмах дают обеты трезвости.
С принятием обета в душе усиливается желание изменить себя, быть лучше, страх Господень пробуждает спящую совесть, которая делает то, что душа, как в некоей воде, чистой и невозмущенной, видит свою некрасоту: и так рождаются начатки и разрастаются корни покаяния. Многие говорят, что Трезвость – это Божий дар, с которым человек приходит в этот мир. Церковь призывает сохранить его, но, к сожалению, в наше время трезвость как ценность находится в небрежении. И очень важно, чтобы мы своей жизнью, своей верой, своими трудами свидетельствовали о том, к чему нас призывает матерь-Церковь. Как жить теперь? Точно так же, как и раньше, радоваться, потому что радость – это естественное состояние каждого православного человека. И именно эту утраченную радость, которую человек теряет, живя нетрезвой жизнью, Господь возвращает, когда мы даем обет трезвости.
Часто люди не дают обет трезвости из-за боязни нарушить его, боязни наказания. По мнению большинства священников, практикующих принятие обетов трезвости, страх не может удержать человека. У тех, кто боится, обычно уже заготовлен сценарий будущего отступления: поминки тети, свадьба сына, полет на самолете, посещение родной деревни, корпоратив на новом месте работы… Священники называет это отговорками и убеждены, что причина одна: отсутствие решимости. Но если человек боится последствий, — советуют они, — лучше не давать обета. Или дать сначала совсем на небольшой срок, чтобы обрести опыт трезвости и уверенность, что Господь тебе помогает, а после продлить.
Минимальный срок обета трезвости — Великий пост, хотя чаще обет дают сразу на год. Потом обычно продлевают. Некоторые решаются отказаться от спиртного сразу на всю жизнь. Но более распространенной является «ступенчатая» практика. Можно проверить свои силы; попробовать на вкус абсолютную трезвость — так ли пресна она, как кажется; примерить перья «белой вороны»; понять, всегда ли трезвое веселье, как принято думать, натужно или можно радоваться и без спиртного.
Последнее может показаться чужеродным в этом высоком ряду, но это не менее важно. Для того, чтобы стать другим, алкоголику необходим новый круг общения, новая «эталонная группа». Если человек даст обет, а потом опять погрузится в старую среду, где приобрел свою болезнь, ему там будет нелегко. Он снова останется один на один со своими проблемами. Важно, чтобы он общался с людьми, которые уже прошли его путь, живут трезво, чтобы заражался их образом жизни, образом мыслей.
А может ли человек невоцерковленный, а то и неверующий дать обет трезвости? Священники таким говорят: «Хочешь начать жить трезво — живи. Можешь дать обещание на какой-то срок — мне, а то и… самому себе. А к обету Богу надо готовиться — прежде всего, жить церковной жизнью».
Подготовка к обету в разных обществах трезвости — разная. Судьбы у всех разные, и пастыри разные.
Часто дают обет трезвости люди и так непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С. А. Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. Пьяница дает его вынужденно, а он — по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости. Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21).
Есть, конечно, так называемые идейные трезвенники, берущие на себя подвиг воздержания ради спасения всех страждущих — ближних и дальних. От хорошей жизни обет трезвости не дают. На это толкает личное переживание. Человек сталкивается со страданием, болью, смертью… Он видит, что для тех, кого он любит, алкоголь стал страшным злом, и пытается что-то сделать.
Очень часто обет приносят жены, матери алкоголиков, надеясь, что это поможет. Игумен Серафим (Николин) руководитель православного общества трезвости города Егорьевска, называет такой обет «молчаливой проповедью» и уверен, что он не может не иметь результата — пусть даже первоначальная реакция будет совершенно противоположной: «Ведь семья — это единое тело, и действие одного духовно влияет на другого».
Случается, что супруги дают обет трезвости вместе — и это, наверное, самое логичное. В доме, где живет человек, давший обет, не выставляют вино на праздничный стол, не держат спиртного, стараются избавляться (или, по крайней мере, прятать в дальний угол) от рюмок-графинов и прочей питейной посуды — чтобы не было лишнего соблазна.
Молитва обета трезвости
Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Аз, недостойный раб Твой (имя), познав всю пагубу страстей обуревающих мя, и грехов, от них исходящих, пред пречистым образом Владычицы Нашея Богородицы сим изъявляю твердое намерение и даю крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а также не соблазнять к тому других сроком от сего дня и (указать срок).
О Премилосердый и Всещедрый Иисусе Христе! Благослови благое намерение мое сие и помози ми, слабому и немощному рабу Твоему, силою честнаго и животворящаго Креста, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих, благополучно совершити его к славе Твоей и во спасение души моей! Аминь.
(207)