Колумб золотых россыпей.
Ещё в 1761 г. М.В. Ломоносов предлагал организовать по берегам рек поиски россыпного золота, что «в толиках множестве рек, протекающих в разных местах России, сыщется золотая руда…, которую можно опробовать новоизобретённым мною способом». Сенат положил его письмо под сукно.
Догадку гениального учёного на практике подтвердил скромный штейгер Берёзовских золотых промыслов Лев Иванович Брусницын.
3 января 1795г. Лев Иванович начал работать на одной из берёзовских фабрик промывальщиков одиннадцатилетним мальчиком. В тридцать лет, став уже горным мастером, он по совету горного начальника Екатеринбургских горных заводов Н.А. Шленёва пробует промывать речные пески и отложения. В результате практически первым в мире подтвердил выдвинутое русским академиком М.В. Ломоносовым и оформленное в проекте «Проект к умножению при Екатеринбурге золотых промыслов» горным полковником и изобретателем А.А. Немым предложение по добыче золота россыпью из песков, дёрна и ила.
В 1812 г. он открыл новые месторождения золота на Уральских заводах. Через два года после важного открытия добычи россыпного золота русскому «колумбу» был присвоен новый чин – оберпохштейгера, т.е. смотрителя по всему золотому производству». По личному указанию горного начальника его освободили от работы на Петропавловской промывальной фабрике и назначили состоять «при производстве опытов над промывкой золота».
О россыпном золоте Брусницын слышал. Решил проверить, «не скрывается ли подобное богатство, как в горных землях, и в наших недрах земель». Удалось уговорить управляющего заводом снарядить поисковую партию. Решили бить шурфы, начиная с долины речки Берёзовки. Там, по слухам, один из мастеровых нашёл самородок. Ему не поверили: «Золото на болоте? Не может быть!» А вот Брусницын поверил. Первые поиски закончились неудачей. Начальник партии всё норовил закладывать шурфы на пригорках, а не в долине. От своей затеи Лев Иванович не отказался, стойко выдерживая насмешки, исследовал один участок за другим.
Как-то по делам приехал на Петропавловскую золотопромывальную фабрику. Пригляделся к откидным пескам, взял пробу. Приехал и на второй день, на третий… И вот на ладони блеснули две крупинки золота. Откуда им взяться в отвалах? К тому же и формой, и цветом отличались от добываемого металла – округлённые, светлые. Пошёл на поклон к старому горняку Печорскому. Тот и надоумил: «Может, крупинки с речки?» Указал примерно и место.
Из воспоминаний первооткрывателя: «… беру из речки на пробу песку – и что же, какое счастье: во время накладки песка нахожу сам кусок золота в 8,5 золотника. Промыв одну тачку песка в 3 пуда, получаю золота 2 золотника. Вот радостная для меня находка, с ней все сомнения вон. Слой этот столько был богат, что местами было видно золото». Произошло это событие в сентябре 1814 г. Л.И. Брусницын сделал открытие огромной важности. Месторождение оказалось очень богатым, из него было добыто 2779 кг россыпного золота. Позднее попадались и другие россыпи, но уже не такие щедрые.
Брусницын показал себя способным организатором, искусным механиком. Творчески применив способ, предложенный М.В. Ломоносовым, поставил добычу россыпного золота на промышленную основу. И здесь Л.И. Брусницын показал себя как изобретатель: улучшает конструкции размолочно-промывальной машины, создаёт более лёгкое передвижное устройство, а также предлагает более простой и удобный промывочно-амальгамационный станок. Механизмы поражали своей простотой и надёжностью, а производительность повысилась ровно втрое. Прослышав о чудесных машинах, на Берёзовский завод зачастили механики казённых и частных предприятий. Приезжали даже с берегов далёкого Нила.
Россия неоднократно удивляла мир своими особенностями, не стала исключением и добыча золота. На новых месторождениях Америки, Австралии, Южной Африки сначала открывали россыпи, а потом только коренное золото. В Берёзовском было наоборот – сначала открыли жильное золото и только через 79 лет россыпи.
В благодарность за заслуги Брусницын получил скромное звание обер-штейгера и серебряную медаль. Лев Иванович трудился на золотых промыслах до глубокой старости и умер 15 января 1857 г. в Екатеринбурге.
Один из его современников писал: «… надеемся, что со временем имя Брусницына займёт почётное место в истории нашей промышленности, и капиталы, возрождения которых он был виновником, дадут процент на сооружение памятника русским первооткрывателям золота».
Колумба золотых россыпей помнят современные металлурги. В 1984 г. они отметили 200-летие со дня рождения Л.И.Брусницына. Широко праздновалась эта дата в Берёзовском. Его именем названа одна из улиц города. На месте, где Лев Иванович нашёл самородные золотые россыпи, теперь поставлен памятный знак.
Считают, что за 1745-1900 гг. в России добыто около 125 тыс. пудов золота. Основоположником промышленного использования подавляющая их части – до 95% россыпей – стал Л.И. Брусницын.
Из кн. «Город Берёзовский». Г.П. Тетёркин. 1998г., г. Екатеринбург.
и кн. «По стопам Ерофея». В.С. Гудов. 2006г., г. Берёзовский.
(126)