Славянское слово «мясопуст» означает прекращение вкушения мяса.
В Римо-Католической Церкви этому понятию соответствует хорошо нам известное слово «карнавал» (от латинских слов carne и vale, буквально – «прощай, мясо»).
Третье воскресенье подготовительного периода перед Великим постом именуется в церковном календаре Неделей о Страшном суде или Неделей мясопустной. За этим воскресеньем следует Сырная седмица. Она называется так потому, что с этого дня по церковному Уставу не позволяется есть мясо, а только молочные продукты, яйца и рыбу. Смысл этого древнего обычая в том, чтобы постепенно приучать себя отступать от приятных яств и без печали переходить к великопостному воздержанию.
В среду и в пятницу Сырной седмицы вместо Божественной литургии совершается особое богослужение, схожее с великопостным чином.
В субботу Сырной седмицы совершается память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.
На этой неделе, начиная с вечера вторника, в определенные моменты богослужения священник выходит из алтаря и, стоя на амвоне лицом к Царским вратам, громко произносит три прошения, сопровождая каждое из них земным поклоном. Это — великопостная «Молитва преподобного Ефрема Сирина». Поднявшись после третьего земного поклона, священник совершает двенадцать поясных (малых) поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного». По окончании их, выпрямившись, громко произносит молитву святого Ефрема полностью, все три прошения одно за другим, без перерыва, и творит еще один земной поклон, после чего уходит в алтарь. Вслед за священником, подражая ему, поклоны совершают и все молящиеся в храме.
(16)