Видели ли вы хотя бы один храм, в котором на почетном месте не оказалось бы иконы святителя Николая? И не увидите. Бывает так: храм только-только построен или начал восстанавливаться, еще нет и алтарной преграды, лишь перед престолом два образа – Господа Вседержителя и Пресвятой Богородицы, но обязательно где-нибудь рядом, пусть небольшой, принесенный из дома, образ Николая Чудотворца. Да что храм, в любой благочестивой семье есть своя Николина икона: или писанная, или медного литья, или просто бумажная олеография, сохранившаяся со времен коробейников и книгонош… Бумажные даже чаще встречаются – легче было спрятать, сохранить от ретивых богоборцев. А сколько по всей земле нашей – от Балтийского моря до Охотского и от Белого до Черного – Никольских храмов, приделов, часовен! Иностранцы, недоумевая, чем это мог так тронуть таинственную славянскую душу архиерей из далекой Малой Азии, прозвали святителя Николая «русским богом».
«В Мирех живый чувственне, иерарше, миром разумно духовным явился еси помазан, отче Николае. Темже миры чудес твоих мир облаговонил еси, миро приснотекущее проливая, мирными твоими благовонными словесы и памятию твоею». В этом седальне уже содержится часть ответа на недоуменные вопрошания. Жил в городе Миры, через таинство миропомазания воспринял дар чудотворений, которые щедро изливал на окружающий мир, а после кончины прославился нетлением мощей и мироточением.
Удивительно откликнулось русскому уху название города Миры Ликийские, в котором святитель епископствовал. Здесь и «миро» – священное благовоние, возлиянием или крестопомазанием которого сообщаются благодатные дары Святого Духа выходящему из купели крещения христианину, царю, венчаемому на царство, престолам и антиминсам храмов; и душистое «миро», истекающее от чудотворных икон или мощей прославленных святых; это и «мир» как состояние души, и «мир» как вселенная; здесь и производное «мирянин» – человек, не имеющий сана, но мирно, по церковным законам живущий в миру…
Созвучие более глубокое – духовное – отозвалось великой любовью к святителю в сердцах наших предков.
Родился будущий святитель около 280 года в городе Патары Ликийской области, что на южном побережье Малоазийского полуострова. Назидаемый благочестивыми родителями, достойно провел он детские годы: отличался серьезностью и спокойствием, полюбил церковную службу, открыл бездну премудрости в книгах Священного Писания. По совету дяди – епископа Патарского Николая – с юных лет решил посвятить себя Церкви и вскоре был возведен в церковную степень чтеца, а затем рукоположен в сан пресвитера. Так начинался его евангельский подвиг – благовествования слова Божия.
После смерти родителей он раздает все имущество нищим, помогает нуждающимся, стараясь делать это в тайне. Так, вовремя оказав содействие одному разорившемуся человеку, он помог выдать замуж его дочерей, которых отец, отчаявшись, готов был отправить торговать своим телом.
Важной вехой в жизни святого Николая стало его паломничество в Иерусалим. Поклонившись святыням, он, как и многие другие, возжелал было понести подвиги отшельничества в палестинской пустыне. Но Господь судил иначе и во сне открыл Николаю Свою волю – совершать предназначенное ему служение на родине. Во время этого путешествия уже проявилась его чудесная сила: дважды, на пути в Святую Землю и обратно, бурное море препятствовало корабелам, и оба раза святому Николаю удалось укротить стихию, а также сохранить невредимым упавшего с мачты матроса.
Избегая людской славы, святой Николай решил вернуться не в родной город, где его хорошо знали, а в Миры – главный город Ликийской области. Случилось так, что в то время там собрались епископы для избрания нового архипастыря. И по воле Божией им стал святой Николай. Столь неожиданное возвышение весьма смутило молодого пресвитера, но для укрепления в служении ему было послано видение, в котором Господь Иисус Христос вручил ему Евангелие, а Пречистая Богоматерь возложила на него святительский омофор (это сюжет часто встречается на Никольских иконах).
Жизнь святителя мало чем изменилась. Скромность и простота; труд, пост, молитва; помощь всем – богатым и бедным, старым и юным, больным и здоровым; и главное – забота об исцелении от греховных язв.
Претерпел святитель и тюремное заключение во время гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом. Был участником I Вселенского собора, где, не стерпев богохульных речей еретика Ария, наградил его пощечиной, за что на короткое время лишен епископского сана и взят под стражу. Избавленный от этого наказания чудесным заступничеством Спасителя, он и сам неоднократно выводил из заточения плененных и спасал невинно осужденных на казнь.
Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости где-то между 345–351 годами, но не оставил своим попечением весь христианский мир. Прожив жизнь, полную забот и трудов, он и после блаженной кончины своей продолжает помогать людям, оказавшимся в тяжелом положении. С каждым он делится частицей своего богатого жизненного и духовного опыта. Ему молятся о воспитании детей, о мире в семье, об избавлении от нищеты и бедности, об отвращении блудных помыслов или посягательств, о паломниках, моряках, путешествующих, об избавлении от уз или смерти, об укреплении и чистоте православной веры… Всего перечислить невозможно. Нет такой ситуации, в которой Николай Чудотворец не помог бы. Благодаря этой неоскудевающей всеохватной помощи, которую он оказывал и оказывает, благодаря неустанному молитвенному предстательству пред Богом за весь мир, Николай Чудотворец стал личностью поистине легендарной.
Русская Православная Церковь дважды празднует память святителя: 9/22 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари – весенний Никола) и 6/19 декабря (зимний Никола) – за три недели до Рождества Христова. И, может быть, отчасти поэтому в сознании европейских народов (искаженном, правда, протестантизмом, отменившим с XVI века почитание святых) святитель Николай превратился в доброго дедушку Мороза – Санта-Клауса, особенно заботящегося о детях и бедняках. Новый год по всем существующим в мире церковным календарям наступает после Рождества Христова (наша бездумная погоня за Западом и здесь привела к недоразумению: Новый год получился до Рождества Христова, во время поста!), и кому как не величайшему из святых заботиться в веселые святочные дни о праздничном настроении.
А на Руси – Дед Мороз остается Дедом Морозом, а Никола Угодник – помощником и покровителем во всей человеческой жизни. И свыше тысячи лет любой православный христианин знает наизусть и в радости или в горе повторяет тропарь святителю Николаю: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим».
(89)