«Аз же множеством милости Твоея, Господи,
вниду в Дом Твой, поклонюся ко храму
святому Твоему в страсе Твоем…»
Из молитвы идущего в храм.
Успенская церковь — старейший храм города Берёзовского: в 2014 году будет отмечаться его 210-летие.
Храм возведён в форме корабля. Храмы в виде корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.
Внутреннее устройство Успенского храма, как и всех других, символично и с древних времен остается неизменным. Храм подразделяется на 3 части: притвор, среднюю часть, алтарь.
В восточной части храма устроен алтарь, в западной, над входом в храм, — колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон созывает на богослужение, сообщает о важнейших моментах церковной службы, а также выражает торжество Церкви и Православия. Алтарь возвышается над остальной церковью. В средней части возвышения выступает амвон, с которого священник и диакон произносят ектении и читают святое Евангелие. Там же находятся правый и левый клиросы, где исполняют своё послушание певчие.
Душе одна в беде есть радость — Церковь,
Легко вздохнешь, пришедши с ношей грусти,
Синеет ладан, в сердце смотрят свечи,
Иконы, гуды звонов, свет и сумрак.
К. Бальмонт
Входя в храм, человек испытывает особое состояние. Это одновременно успокоение и праздник, надежда на спасение и радость. Деревянный иконостас, выполненный в зелёном с позолотой цвете, подсвечники, иконы, хоругви создают и поддерживают благолепие храма. Золото являет собой символ Божественного света. Сакральные предметы не случайно делаются из золота. Блистательна одежда священников, позолочены святой Потир, дискос, звездица, лжица, ковш, в котором подается вино с водой для вливания в святую Чашу. Золото нежно сочетается с зелёным. Зеленый цвет – это цвет жизни, цвет праздника Святой Троицы, который считается днем рождения Церкви. Декор внутреннего убранства Успенского храма мягкий, успокаивающий, воспитывающий тонкий вкус, создающий просветленное, благое пространство, в которое попадают верующие.
Прямо против входа находится большой иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма. Оригинален набор икон, свидетельствующий о назначении храма и отражающий пожелания его устроителей.
В центре иконостаса, как и во всех храмах, находятся Царские Врата. Через них в Святых Тайнах Тела и Крови проходит Христос — Царь Славы, Которого олицетворяет во время богослужения священник. На Царских Вратах в круглых медальонах — иконы четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова.
Над Царскими Вратами в круглом большом медальоне — икона «Тайная Вечеря». Справа от Царских Врат помещена большая икона Спасителя с нимбом в золотом сиянии. Слева — икона Пресвятой Богородицы во весь рост с Богомладенцем на руках. Эти две иконы — главные в иконостасе. Перед ними установлены неугасимые лампадки. Слева и справа в иконостасе находятся диаконские двери. Справа и слева на диаконских дверях изображены архангелы Михаил и Гавриил, расположенные так, как это было принято в более ранний период иконостаса: архангел Гавриил не рядом с Божией Матерью, а рядом со Спасителем. Следующие за диаконскими дверями иконы изображают св. Серафима Саровского и пророка Илию. Этот первый ярус иконостаса, называемый местным. Икона пророка Илии не случайно находится в первом ярусе иконостаса, так как первый храм города назывался Пророко-Иллинским и был разрушен в годы гонений на православных христиан.
Напротив иконостаса в одном с ним стиле выполнены киоты. Слева – изображение св. Николая Чудотворца, справа – храмовая икона Успение Пресвятой Богородицы. Вокруг одра, на котором покоится Богородица, — склоненные Апостолы и родственники, а сверху — в окружении ангелов изображён Спаситель, принявший душу Богородицы.
В таком же стиле сделана исповедальная кабинка, находящаяся в переднем правом углу притвора.
Второй ряд икон, как и во всех храмах — праздничный. В нем представлена вся история Православия — главнейшие двунадесятые и великие праздники: Сошествие Святого Духа на апостолов, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Вознесение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Преображение Господне, Крещение Господне, Рождество христово, Благовещение Пресвятой Богородицы.
В храме находятся главные святыни – это частицы мощей св.Николая Чудотворца и св. Корнилия Александровского.
Напротив храмовой иконы справа установлено искусно выполненное по дереву Распятие, которое невольно возвращает нас к земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, символизирует Спасение. Руками тех же умельцев-зодчих выполнены панихидный стол и лавочки в притворе.
Особое внимание привлекает центральная массивная люстра — изящное позолоченное шестиярусное паникадило, изготовленное в Московской области на предприятии «Софрино», которое является основным производителем предметов церковного обихода. Оттуда же привезены некоторые иконы, бак для освящённой воды, некоторые облачения для священников. В алтаре украшает небесный свод – трёхъярусное паникадило.
Когда тебя коснется искушенье
И овладеть тобой готово зло,
Иди тогда, спеши в уединенье
И перед образом склони свое чело.
А. Селезнев
Главное богатство храма — иконы. Почитание икон — это догмат христианской веры. Икона есть образ священный, смысл ее раскрывается в канонах, стихирах праздников. Иконы храма занимают особые места. На границе между притвором и храмом справа и слева ряд Богородичных икон. В переднем углу притвора справа икона Владимирской Божьей Матери и во весь рост икона блаженной Матроны Московской. Слева иконы, посвящённые семье Царственных Страстотерпцев.
Каменные полы выполнены в 2002 году из гранита и змеевика, которые вошли в основу рисунка.
С вводом в эксплуатацию нового Духовно-просветительского центра планируется перенести все служебные и административные помещения и разобрать неродной у храма двухэтажный пристрой. Это даёт возможность восстановить паперть и, тем самым, придать храму первозданный вид.
Нет прекрасней
И таинственней нет
Дома белого,
Где немеркнущий свет,
Где в курении
Растворяется плоть
Дома, где сходятся
Человек и Господь
А. Герцик
(843)