Брак как таинство

Венчание1

Анкета для венчания (загрузить).

Люди любящие друг друга и желающие быть вместе навсегда, нести ответственность друг за друга и осуществить свое единение, свою любовь в детях, участвуют в тайне брака даже тогда, когда не знают ничего о Таинстве брака и о Христе. Если они объявляют о своем решении обществу и регистрируют свои отношения, то их брак, уже начавший совершаться, получает статус гражданского. Если же они в вере осознали всю глубину своих отношений и решили закрепить свое единение Божиим благословением, то Церковь в Таинстве Венчания благословляет их брак, призывает благодать Божию, возводя его на другой уровень, наполняя брак смыслом Креста и Воскресения, взаимного причастия Телу и Крови Господа Иисуса Христа. Церковь благословляет брак как духовно-душевно-телесное единство, в котором главными становятся взаимная любовь, обращенность супругов к Богу, сочувствие и сострадание.

Другими словами, в браке двое преодолевают разделенность и разобщенность, и живя в нашем мире, с Божией помощью через любовь друг к другу становятся «единой плотью». (Быт. 2; 24; 1Кор. 6; 16)

Тайна эта, зародившись между мужчиной и женщиной однажды, может возрастать всю жизнь, создавая из соединенных любовью, случаем, житейским расчетом двух одиноких и грешных существ «единую плоть» наследников Царства Божия. Это и есть цель и смысл христианского брака.

В наше время венчание совершается, как правило, над супругами, зарегистрировавшими предварительно свой гражданский брак, в храме в присутствии родных и друзей брачующихся.

Когда не совершается браковенчание

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в Сырную седмицу (Масленицу), в Светлую седмицу, в период Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю, не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселье и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви бракосочетание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней среды и пятницы), накануне и в дни усекновения главы Иоанна Предтечи (29.08стар/11.09нов) и Воздвижение Креста Господня (14стар/27.09нов).

 

Исключение из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем. Венчание рекомендуется совершать после Литургии, за которой жених и невеста причащаются Святых Таин.

Препятствием к заключению церковного брака является:

· кровное или духовное родство жениха и невесты;

· исповедание одним из брачующихся нехристианской религии;

· вступление в брак более чем третий раз.

Не венчается брак, если один или оба из брачующихся:

· объявляет себя атеистом;

· состоит в браке с другим лицом;

· связан монашеским обетом девства.

Что же касается совершеннолетия жениха и невесты, их психического и физического здоровья, добровольного и свободного согласия, то, поскольку без выполнения этих условий не может быть предварительно зарегистрирован гражданский брак, Церковь при наличии свидетельства о браке освобождается от выяснения этих обстоятельств.

Брак есть великое таинство, знак и одновременно реальность отношений между Христом и Церковью. Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5; 25).

Брак не становится христианским через внешнее соблюдение правил и законов. Христианский брак возможен только тогда, когда муж и жена соединены не только взаимной любовью, но и жизнью во Христе. И конечным смыслом брака является не социальное и материальное благополучие, не плотское удовлетворение и даже не обеспечение потомства, а предвосхищение вечной радости Царства Божия.

Венчание2

 

Брак узаконен для всех христиан.

Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Если женишься — не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит (1Кор. 7; 2, 28).

Брак должен быть честен у христиан.

Брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр.13; 4).

Брак иногда необходим.

Если безбрачные и вдовы не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступать в брак, нежели разжигаться (1Кор. 7; 9).

Я желаю, чтоб молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию (1Тим. 5; 14).

Обязанность брачных.

 

Каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится мужа своего (Еф. 5; 33).

Брак нерасторжим до смерти одного из супругов.

Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19;6).

Замужняя женщина привязана законом к живому мужу, а если умрет муж, она освобождается от закона замужества (Рим.7; 2).

Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, а мужу не оставлять жены своей (1Кор.7; 10, 11).

Брак не должен быть заключаем верующими с неверующими.

Не вступай с ними в родство; дочери своей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего: ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам (Втор. 7; 3, 4).


Запрещение брака составляет один из признаков отступничества от веры.
Брак есть образ единения Христа с Его Церковью. Муж есть глава жены, как и Христос, глава Церкви. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите жен, как Христос возлюблен Церковь и предал себя за нее (Еф. 5; 23-25).

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак (1 Тим. 4; 1-3).

Как подготовиться к венчанию

Жених и невеста, желающие сочетаться таинством брака, приготовляют себя к принятию благодати постом и покаянием, а в день венчания вместе причащаются Святых Божественных Таин. Причащаются обычно или в день венчания или накануне.

Не менее чем за три дня необходимо договориться в выбранном вами храме со священником, чтобы он назначил время венчания. Лучше всего сделать это как можно раньше, чтобы было удобно всем.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы – Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту.

Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания – женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо – знак вечности и непрерывности брачного союза, ибо непрерывна и вечна благодать Святого Духа.

Необходимы две специальные венчальные свечи, приобретенные в храме. Они будут гореть на протяжении всего последования Таинства, символизируя чистоту и целомудрие. После венчания они остаются у молодых и хранятся всю жизнь.

Так же понадобится белое полотенце (рушник). На него встанут жених и невеста во время венчания. Полотенце после венчания остается в храме.

Венчаться можно в любой одежде, главное, чтобы она была чистой, аккуратной и достаточно скромной. В Православной Церкви есть некоторые требования к внешнему виду невесты:

*макияж минимальный, маникюр не броский; помада недопустима, так как вы будете прикладываться к иконам;

*головной убор невесте (фата, косынка) обязателен;

*женский брючный костюм недопустим;

*если платье откровенное, позаботьтесь о накидке (плечи, спина и грудь должны быть закрытыми).

Свадебное платье и костюм жениха – всего лишь народная традиция, символизирующая их счастливую жизнь в достатке.

Очень хорошо, когда дети вступают в супружество с родительского благословения, так как молитвы родителей, по свидетельству слова Божия, скрепляют благополучие семейной жизни!

Как совершается венчание

По церковному обычаю жених должен в храме становиться по правую, а невеста по левую сторону, так соблюдается Богом узаконенный чин и благоприличие: муж – глава жены, и в порядке стояния первенствует пред своею женою. Два перстня для обручающихся полагаются вблизи друг друга на св. престол в знаменование того, что брачующиеся поручают свою судьбу воле Промысла Божия и от Господа испрашивают благословение на свое обручение. Жених и невеста держат в руках горящие свечи, чем свидетельствуют, что и побуждения к браку у них чистые, свободные от предосудительных расчетов. Крестовидное каждение жениха и невесты, по введении их внутрь храма, знаменует благодать Всесвятого Духа, действием и наитием которой отгоняется от брачующихся вся сила вражия.

Самые нежные родители не могут пожелать любимейшим детям столько благ, сколько испрашивает у Бога святая Церковь при совершении таинства брака. Она воссылает моления ко Господу, где просит Его ниспослать им «любви совершенней, мирней и помощи; о еже сохранитеся им в единомыслии и твердой вере; о еже благословитеся им в непорочном жительстве…» Затем священник берет с престола перстни / кольца/ и возлагает на безымянные пальцы правой руки. Перстень, по древнему обыкновению, служит печатью и утверждением; троекратным обменом перстней утверждается полное взаимное доверие лиц брачующихся. Жених, в свидетельство своей любви и готовности преимуществом сил своих помогать немощи женской, отдает свой перстень невесте, а та, в знак своей преданности мужу и готовности принимать помощь от него, свой перстень отдает жениху. Теперь обрученные приближаются к аналою, на котором лежат св.евангелие и Крест Христов. Этим Церковь говорит, чтобы во всех путях своей жизни, при всех предприятиях и начинаниях, супруги имели пред взором закон Христов, начертанный в Евангелии. Обрученные жених и невеста становятся на «подножие» (разостланное полотенце )в знак того, что они должны будут разделять одинаковую участь во всем – как счастливую, так и неблагополучную, — всенародно пред Крестом и Евангелием объявляют свое благое произволение на вступление в брак, после чего начинается совершение самого венчания.

По изъявлении женихом и невестою пред лицеем Самого Господа и пред всею Церковью взаимного согласия на вступление в брак, служитель алтаря Господня приступает к совершению венчания. Устами священника в трогательных молитвах Церковь вспоминает Самим Богом благословенные браки св. праотцев наших и призывает на брачующихся благословение Господне, которого сподобились они; молит Всевышнего сохранить брачующихся, как сохранены были Ной в ковчеге, Иона во чреве кита и три отрока в пещи Вавилонской, просит даровать новым супругам единомыслие душ и телес. Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть не только самих брачующихся, а и родителей их, «зане молитвы родителей утверждают основания домов…» Но вот настала важнейшая, святейшая во всем чинопоследовании венчания минута. На благословенную чету возлагаются венцы – знамения царской власти, и этим преподается брачующимся благословение соделаться родоначальниками будущего потомства. При возложении венцов на жениха и невесту священник произносит тайнодейственные слова ( Венчается раб Божий… венчается раба Божия…) и, трижды (в честь св. Троицы) благословляя обоих, трижды же возглашает: «Господи Боже Наш, славою и честию венчай я (их)!» Господи! как бы говорит этими молитвенными словами священник, как эта чета украшена теперь венцами, так украшай брачный союз этот славою и честью.

Так Церковь низводит на брачующихся благодать Всесвятого Духа, освящающую их супружество, рождение и воспитание детей. С этой минуты жених есть уже муж своей невесты, невеста – жена своего жениха; с этой минуты они связаны нерасторжимыми узами брака, по непреложному слову Христа Спасителя: «что Бог сочетал, того да не разлучает».

Источники: Положил еси на главах их венцы…: правосл.брак/ Галина Калинина. –М.: Лепта Книга, 2007. – 96с. – Серия «Воцерковление», От крещения до отпевания. Таинства и обряды православной Церкви. – М: ОБРАЗ, 2008. – 128с.

(136)