Исповедь — таинство покаяния

исповедьИсповедь – одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтением разрешительной молитвы), невидимо. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, о будет развязано на небе» (Ев. от Мф, гл. 18, стих 18). И в другом месте: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ев. от Иоанна, гл 20, стих 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам – епископам, которые в свою очередь при совершении таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

 

Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершаемых им уже после Таинства Крещения.

Исповедь2

 

 

Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл.1, стих 8).

Некоторые возражают против исповеди:

«Бог знает, что мы грешны и в чем грешны, — к чему же исчисление грехов, за которое мы большей частью принимаемся с неохотою? Зачем между Богом и человеком стоит священник, присутствие которого только стесняет нас и мешает откровенной исповеди?»

Представьте себе, что вы оскорбили кого-нибудь, сознаете свою вину и ищите примирения. Оскорбленный вами знает иногда, что вы раскаиваетесь в своей обиде, но все-таки не мирится с вами до тех пор, пока вы сами не придете и не попросите у него прощения.

И Бог конечно знает ваши грехи, но ждет, когда мы раскаемся в них, исповедуем их перед Ним и когда просим прощения. В таком случае только Бог объявляет нам прощения грехов через священника, у которого есть власть от Бога отпускать нам грехи.

В то же время от многих приходится слышать: « Я не убиваю, не ворую, не прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если внимательно познакомиться с Божиими заповедями, то можно обнаружить что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершаемые человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

Грехи против Бога

— Неисполнение заповедей Божиих.

— Неблагодарность Богу.

— Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.

— Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещения различных сект.

— Упоминание имени Божия в суе (когда имя Бога упоминают не в молитве, и не в благочестивом разговоре о Нем).

— Клятва именем Господа.

— Гордыня (несмирение духа, самоволие, самомнение, высокоумие и т.п)

— Тщеславие (приписывание дарованных Господом добродетелей и талантов себе, а не Богу, и самоудовлетворение в этом).

— Ворожба, лечение у бабушек-шептуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений (эзотерика).

— Суеверия: вера в различные приметы, якобы влияющие на жизнь (К слову: если черная кошка перешла вам дорогу, значит животному куда-то надо…).

— Мысли о самоубийстве.

— Игра в карты и прочие азартные игры (азарт разжигает страсти, а это от «лукаваго»).

— Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.

— Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные дни.

— Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.

— Неусердное (некаждодневное чтение Священного Писания, душеполезной литературы).

— Нарушение обетов, данных Богу.

— Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.

— Ропот на Бога, неприятие дарованного
Господом Жизненного креста во спасение нашей души (обвинением Его в немилостивом отношении к скорбящему).

— Ложный стыд исповедания себя христианином (стыд ношения нательного креста, молитвы перед трапезой и после нее и т.п.)

— Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.

— Осуждение Церкви и ее служителей.

— Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.

— Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т.е чрезмерное упование на всепрощение Бога (иной думает, сейчас я поживу в свое удовольствие, а потом, перед смертью исповедуюсь, стану хорошим, и мне все Бог простит…).

— Пустая трата времени на просмотр телепередач, компьютерные игры, чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.

— Утаивания грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Таин.

— Самонадеяние, человеконадеяние, т.е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Грехи против ближних

— Воспитание детей вне христианской веры.

— Вспыльчивость, гнев, раздражительность.

— Высокомерие.

— Злорадство.

— Излишнее любопытство.

— Лжесвидетельство.

— Месть.

— Насмешливость.

— Скупость.

— Невозвращение долгов.

— Неуплата за труд заработанных денег.

— Неоказание помощи нуждающимся.

— Непочитание родителей, раздражение их старостью.

— Непочитание к старшим.

— Жестокость к животным или же страстная привязанность к ним.

— Неусердие в своей работе.

— Осуждение.

— Ссоры с соседями и ближними.

— Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).

-Убийство словом – доведения человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.

— Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

Грехи против самого себя

— Многословие, пересуды, празднословие.

 Беспричинный смех.

 Сквернословие, чертыхание.

 Самолюбие.

 Делание добрых дел напоказ.

 Сребролюбие (любовь к деньгам, подаркам, пристрастие к различным предметам, страсть к накопительству, желание обогатиться).

 Зависть.

 Ложь.

 Пьянство, курение, употребление наркотиков.

 Чревоугодие.

 Любодеяние – разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.

 Блуд – физическая близость лиц, не связанных узами брака.

 Прелюбодеяние – нарушение супружеской верности.

 Блуд противоестественный – физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.

 Кровосмешение – физическая близость с близкими по родству или кумовству.

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете – это грехи и против Бога (т.к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т.к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т.к препятствуют спасительному устроению души).

Важно различать исповедь от духовной беседы, которая может совершаться и вне Таинства, и лучше, если совершается отдельно от него. Несомненно, первым действием будет испытание сердца. «Видеть грехи свои в их множестве и во всей их гнусности – действительно есть дар Божий» — говорит святой Иоанн Кронштадский. Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят ни «множественности» своих грехов, ни их «гнусности»: «Ничего особенного», «как у всех», «только мелкие грехи», «не украл, не убил», — таково обычно начало исповеди у многих. А самолюбие, не перенесение укоров, черствость, человекоугодие, слабость веры и любви, малодушие, духовная леность – разве это не важные грехи?

Разве можем мы утверждать, что достаточно любим Бога, что вера наша действенна и горяча, что каждого человека мы любим как брата во Христе, что мы достигли кротости, безгневия, смирения? Если же нет, то в чем заключается наше Христианство, чем объяснить нашу самоуверенность на исповеди? Почему святые Отцы, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников? Чем ярче свет Христов озаряет сердце, тем яснее сознаются все его недостатки, язва и раны. И наоборот: люди, погруженные во мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать.

Кто привыкнет давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не страшно будет давать отчет на страшном суде Христовом. Это первое побуждение к истинному покаянию: чем дольше не каемся, те хуже для нас самих, тем запутаннее узы греховные становятся, тем труднее, значит давать отчет. Второе побуждение оставляет спокойствие; тем спокойнее будет на душе, чем искреннее исповедь.

 

 

Иоанн Кронштадский

Бояться срама на исповеди – тоже от гордости; обличив себя перед Богом при свидетеле (священнике), получают успокоение и прощение.

Преподобный Макарий Оптинский

Внутри нас постоянно борются два существа – доброе и злое.

Пока мы относимся к своей жизни беспечно, не различая хорошенько в ней добра и зла, пассивно отдаемся своим желаниям и влечениям, каковы бы они не были, не производя никакой оценки, до тех пор мы еще не живем христианской жизнью.

Проследите ряд ваших поступков, намерений слов. Возможно еще вчера вы обидели ближнего грубым словом, насмешкой, подозрением; третьего дня вас преследовало низкое желание и вы наслаждались им; вот вас попросили оказать услугу, но вы этого не сделали, дабы не нарушить свой покой и удобство: если будете внимательны и добросовестны, то вы увидите, что ваша жизнь представляет целую сеть, целое громадное сплетение таких то мелких, то крупных гадостей, которые образуют значительную долю вашего существования. Если мы не обращаем на все это внимания, значит мы еще не начинали христианской жизни.

Как только вы попробуете встать на путь истинного христианина, то сразу же убедитесь в следующем: вы увидите, что борьба со злом в себе самом в высшей степени тяжела, мучительна и изнурительна. Вы увидите, как эти ваши чувства, как ваши гадкие мысли и желания помимо вашего согласия, овладевают вами, толкают на те или иные, другие некрасивые поступки…

Как же спрашивается, избавится человеку от всей этой грязи? Бывает иногда, что поделившись с кем-нибудь своими душевными печалями, человек чувствует себя облегченным. Но этим способом мы только разделяем свою печаль с другими, а не освобождаемся от нее совершенно. Необходимо другое, более верное средство спасения. Это благодать Святаго Духа в Таинстве Исповеди. Уклоняться от исповеди – это все равно, что, страдая от какой-нибудь телесной болезнью, и зная от нее верное лекарство, по небрежности или лени не пользоваться этим лекарством и таким образом запускать болезнь.

Протоиерей Сергий Четвериков

Нежелающие исповедоваться говорят иногда: «Зачем это нужно – рассказывать свои грехи священнику? Разве Бог и без того не знает наших грехов? И разве он не может простить нам их без исповеди?»

Исповедать свои грехи, то есть пересказывать их перед священником необходимо потому, что это полезно для самого кающегося. Кто имеет решимость высказать свой грех пред духовником, чтобы исцелиться от греха, тому очевидно, стал чужим. Никогда человек не осудит сам в себе греха с такой ясностью, как он осуждает его, высказывая духовнику. Объясняется этот факт тем, что открытое исповедание греха перед духовником смиряет нашу гордость, часто не желающую иметь свидетелей и недостатков и грехов наших, особенно постыдных. Это наша гордость и внушает нам мысль о том, что достаточно одного внутреннего сознания греха перед Богом, Невидимым, чем в присутствии видимого и нам подобного человека. Исповедь пред священником необходима еще и потому, что ему дана власть прощать или не прощать грех. Как же священник простит или не простит грешника, если ему не известны грехи последнего? Сам кающийся может ли иметь твердую уверенность в том, что грехи прощены и что он очистился от них, если не будет видимого знака этого прощения и очищения в разрешительной молитве священника? Разрешение духовника совершенно успокаивает грешника, и он уходит от него с радостью и миром в душе!

Наконец, исповедь пред священником нужна еще и потому, что священник, ознакомившись с состоянием совести грешника, может дать ему полезный совет, указать ему правильный порядок жизни, и, таким образом, предостеречь его от повторения в будущем сделанных раньше грехов.

Как подготовиться к исповеди

К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды – необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь – это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего – жажда очиститься от них. Ни в коем случае не допустимо оправдание себя – это уже не покаяние!

Чтобы исповедаться, необходимо ознакомиться с расписанием служб.

Как подготовить к исповеди детей

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причастия без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим Таинством. Частое причащение без должной подготовки может вырабатывать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить просмотр телевизора( но делать это тактично, дабы не вызвать у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к сознанию собственных проступков. Главное ж нужно помнить, что нет ничего действенного для ребенка, чем личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки), как и взрослые, приступают к Таинству Причащения только после совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные выше, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние можно дать им прочитать следующий список возможных прегрешений:

— Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли из-за этого молитвенное правило?

— Не садился ли за стол не помолившись, и не ложился ли спать без молитвы?

— Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

— Каждое ли воскресенье ходил в Церковь?

— Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

— Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?

— Не произносил ли без надобности имя Божие?

— Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом. Не искажаешь ли крестное знамение?

— Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

— Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

— Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

— Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

— Не одеваешь ли различные амулеты, например знаки зодиака?

— Не гадал ли, не ворожил?

— Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

— Не гордился ли перед собой и перед другими своими успехами, способностями?

— Спорил ли с кем-либо – только ради того, чтобы взять верх в споре?

— Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?

— Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

— Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

-Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

— Не обижал ли младших?

-Не мучил ли животных?

-Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

— Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?

— Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

— Не сквернословил ли?

— Не играл ли в карты?

— Не занимался ли рукоблудием?

— Не присваивал ли себе чужого?

— Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?

— Не ленился ли помогать родителям по дому?

— Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?

— Не завидовал ли другим?

Приведенный перечень – лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей – настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует это делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди – это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Как происходит исповедь

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследования, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедоваться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена – все отвечают в полголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает исповедь на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.

Исповедь обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Дождавшись своей очереди, исповедующийся подходит к священнику, стоящему у аналоя – высокого наклонного столика, на котором находится крест и Евангелие. Если вы впервые пришли исповедаться, лучше сразу скажите батюшке об этом – он подскажет вам, на какие молитвы следует обратить внимание при исповеди и в чем рас каяться. По окончании исповеди кающийся наклоняет голову, священник накрывает ее епитрахилью(часть облачения священнослужителя) и читает разрешительную молитву. После этого нужно благоговейно перекреститься, поцеловать лежащие на аналое крест и Евангелие и взять благословение у священника на причащение Святых Христовых Таин (сложив руки перед собой ладонями вверх, поклониться ему и, после того как священник перекрестит вас, поцеловать его руку).

Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Не следует имея постоянного духовника, искать другого для исповедования своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Нужно помнить, что на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним – Самому Спасителю.

В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию – духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения греховных навыков. К епитимии нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.

Источники: «От Крещения до отпевания. Таинства и обряды православной Церкви».- М:ОБРАЗ, 2008. – 128 с.; «Исповедь и Причастие» издано православным приходом во имя Серафима Саровского, г. Новосибирск.

(1729)