Миропомазание

Миропомазание1Таинство Миропомазания установилось еще в первоначальной Церкви, когда каждый новокрещенный мог получить благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. В Деяниях говорится о том, что Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, «ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были крещены во имя Господа Иисуса» (Деян.8:16 ). Сошествие Святого Духа сопровождалось иногда видимыми и ощутимыми проявлениями благодати: люди начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать, совершать чудеса, как это случилось с апостолами в праздник Пятидесятницы.

Возложение рук являлось продолжением Пятидесятницы, так как сообщало дары Святого Духа. Когда же количество христиан умножилось на столько, что личная встреча каждого новокрещенного с епископом стала невозможной, рукоположение было заменено Миропомазанием. В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом. Миро варится из различных элементов (до 64-х элементов: бальзам, елей, смолы, благовонные вещества ), и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит ). Так, в Москве, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения один раз в несколько лет и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

В апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием» (1Ин.2:20, 2 Кор.1:21). В Ветхом Завете через помазание совершалось поставление человека на царство: «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его (Саула) и поцеловал его, и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего» (1 Цар. 10:1). Так же через миропомазание совершалось поставление на священническое служение: «Возьми себе самых лучших благовонных веществ: и смирны…корицы…тростника благовонного…кассии и масла оливкового…и сделай из сего миро для священного помазания… И помажь…Аарона и сынов его, и посвяти их чтобы они были священниками Мне…тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте…подобно ему; оно — святыня» (Исх. 30:23-26,30,32).

миропомазание2В Новом же Завете нет деления на «посвященных» и «прочих»: В Царстве Христа все являются «царями и священниками» (Апок. 1:6), «родом избранным», «людьми, взятыми в удел» (1 Пет.2:9), а потому помазание совершается над каждым христианином.

Через Миропомазание человек получает «печать дара Духа Святаго» (То есть Святой Дух сообщается человеку как дар). Об этом даре Христос говорил своим ученикам на Тайной вечери: «…Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины» (Ин. 14:16-17); и «Лучше для вас, чтобы я пошел; ибо, если Я не пойду, утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Крестная смерть Христа сделала возможным дарование нам Святого духа, и во Христе мы становимся царями, священниками и помазанниками, получая священство и царство Самого Христа. Через Миропомазание мы становимся сынами Божьими, потому что Святой Дух есть «дар усыновления» (сыноположения дарование», как читается в Литургии Василия Великого ).

Так же как благодать Крещения, дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно принят, но активно усвоен. Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина — «стяжание Святаго Духа». Божественный Дух получен нами в залог, не Его предстоит стяжать, то есть приобрести, войти в обладание им. Святой Дух в нас должен принести плод. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…Если мы живем духом, то по духу и поступать должны», — говорит апостол Павел (Гал. 5:22, 25). Все таинства имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствуют дару, который он получает.

Источники: «От Крещения до отпевания. Таинства и обряды православной Церкви».- М:ОБРАЗ, 2008. – 128 с.; «Азы Православия».ред: Свято-Успенская Почаевская Лавра.

(198)